Поделиться с друзьями:
У любого работодателя, особенно в зимнее время, очень часто возникают ситуации, когда сотрудники заболевают, и некоторое время не могут выполнять свои обязанности. Такие ситуации охватывают все широты нашей страны, будь то работа в Москве или в городе поюжнее, к примеру, в Краснодаре. Работодателю такие ситуации, безусловно, подкидывают проблем. И в том числе, проблем в кадровом документообороте. Давайте разберем несколько ситуаций в текущей статье, связанных с больничным.
Часто бывает так, что заболевает сотрудник, оформленный по срочному договору. Как быть в такой ситуации, когда с сотрудником был оформлен срочный договор, сотрудник поработал некоторое время, а потом тяжело заболел и был нетрудоспособен период длительностью календарный месяц. Естественно, работник спустя месяц принес больничный лист в отдел кадров или бухгалтерию. Как в такой ситуации быть? Во-первых, надо для себя уяснить, что этому сотруднику положено больничное пособие, так же как и постоянным работникам. Т.е. это не зависит от срока действия трудового договора. Однако, необходимо иметь ввиду, что существует законодательное ограничение на время выплаты пособия работникам, заключившим срочный трудовой договор на срок до шести месяцев. Таким сотрудникам больничное пособие по временной нетрудоспособности выдается на срок не более 75 календарных дней. Такое ограничение зафиксировано в Федеральном законе № 255-ФЗ. Таким образом, возвращаясь к нашему примеру – месяц вполне вписывается в период, ограниченный законодательством. Таким образом, работодатель обязан оплатить все время по нетрудоспособности проболевшему месяц работнику, с которым заключен срочный договор.
А бывает, что сотрудника, который был принят на работу, но еще не вышел и не приступил к своим обязательствам, так же сразил какой-нибудь вирус. Такое, естественно бывает не часто, но, тем не менее, вопросов от этого меньше не становиться. Чтобы разобраться в этой ситуации необходимо опять обратиться к выше упомянутому Федеральному закону № 255-ФЗ. Там указано, что пособие по временной нетрудоспособности выплачивается сотрудникам при наступлении страховых случаев в период работы по трудовому договору. А поскольку в примере указано, что сотрудник заболел в первый рабочий день, т.е. в период действия его трудового договора, это означает, что компания должна оплатить работнику весь период временной нетрудоспособности. Следует помнить в такой ситуации, что если нет отработанных дней, ни начисленной заработной платы у сотрудника, размер выплачиваемого сотруднику больничного пособия рассчитывается исходя из тарифной ставки, должностного оклада или денежного вознаграждения на день наступления временной нетрудоспособности. Т.е. следует исходить из размера заработной платы, зафиксированной трудовым договором.
Последний пример будет посвящен поддельным больничным. Тоже не редкий и не тривиальный случай, который порождает не мало вопросов. Ведь, к примеру, ни у бухгалтера, ни у специалиста кадровой службы, нет ни полномочий, ни навыков по работе с поддельными документами, ведь можно, в конце концов, и ошибаться. Правильный алгоритм действий выглядит следующим образом. Прежде всего, надо сделать письменный запрос в органы ФСС, чтобы проверить порядок выдачи больничного листка. Если, придет отрицательный ответ, вы можете не принимать и не оплачивать этот документ работнику. Следующий этап заключается в том, чтобы потребовать объяснения от работника. Ведь, получается, что работник попросту прогулял то время, которое он отсутствовал. Согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации, а именно – согласно статье 193, необходимо получить от работника это объяснение, это необходимо, чтобы правильно организовать процедуру наложения дисциплинарного взыскания. Вопрос, стоит ли сообщать в правоохранительные органы информацию о фальшивом больничном листе – на усмотрение руководства компании. Однако, советуем, донести до сотрудника всю серьезность ситуации, и быть может, он, осознав свою ошибку, будет гораздо полезней для компании, стараясь искупить свою вину. Особенно, если сотрудник – не заурядный работник, а высококлассный специалист.
В любом случае, советуем, наладить с работниками человеческие отношения, и это, вероятней всего, вернется сторицей. Ведь работа не должна отдалять работодателя и сотрудника.