Наверное, почти каждому известны случаи, когда новый работник не мог вписаться
в коллектив и вынужден был уходить, проработав очень недолго. Как сделать, чтобы
с вами такого не произошло?
Принцип локомотива
Когда-то, еще в советские времена, одна из слушательниц Школы молодого инженера
в НИИ, где я работал, спросила у меня о том, что нужно делать, чтобы вписаться
в новый коллектив.
Вопрос меня затруднил, и я попросил совета у весьма авторитетного для меня психолога
С. Калашникова (позднее он возглавил Министерство труда России). Вот его совет:
"Выберите в коллективе человека давно работающего, пользующегося влиянием. Если
вы сумеете установить с ним хорошие отношения, сблизиться, то он во многом поможет
вам решить проблему адаптации в коллективе".
Фактически этот человек выступит в роли локомотива, прицепившись к которому вы
можете быстро и безболезненно "въехать" в новый коллектив.
Групповые нормы поведения
Другую очень важную мысль, имеющую самое прямое отношение к адаптации в коллективе,
я усвоил на одной из лекций С. Калашникова (возможно, не он является автором идеи,
но услышал я от него). В каждом коллективе существуют сложившиеся групповые нормы
поведения, своеобразные поведенческие стандарты. Это может касаться вопросов манеры
одеваться и говорить, времени прихода и ухода, перекуров, обеда, содержания рабочего
места и т.д. Если человек не соблюдает эти нормы, то коллектив его отвергает.
Такому человеку, скорее всего, придется расстаться с подразделением и с компанией.
Вывод: старайтесь понять эти групповые нормы поведения и вписаться в них.
Знаю случай, когда новый работник в первый же день оказался на служебной вечеринке,
посвященной дню рождения одного из сотрудников. И хотя на столе было достаточно
спиртного, напиваться допьяна в этом коллективе не было принято. А новенький явно
перебрал. Этого оказалось достаточно, чтобы компания с ним рассталась.
Чувство меры и доброжелательность
У неудачливого новичка, в первый же вечер грубо нарушившего одну из групповых
норм поведения, еще не было времени в этих нормах разобраться. Ну и что? Если
бы он соблюдал чувство меры, неприятности бы не произошло. В первое время, пока
вы не разобрались в новых для вас порядках и нормах, нужно быть особенно осторожным
и сдержанным. И в поступках, и в словах.
Еще одним важным моментом является ваша доброжелательность. Разговаривайте приветливо,
чаще улыбайтесь, при случае не стесняйтесь предложить свою помощь. Избегайте резких
слов и интонаций. Не торопитесь критиковать порядки в новой организации. И уж
тем более не сравнивайте их с чем-то из вашего прежнего опыта, если это сравнение
не в пользу нового места. Всему свое время.
Психологическая компетентность
Человеку, более искусному в общении, легче удается устанавливать позитивные отношения
с новыми для него людьми. Можно ли овладеть искусством общения и совершенствовать
себя в нем? Конечно можно.
Когда-то для меня оказалась очень полезной книга Д. Карнеги "Как завоевывать
друзей и оказывать влияние на людей". В те времена подобной литературы в продаже
практически не было. Теперь же книг по психологии общения издано на русском языке
очень много. Но великое множество людей не удосужились проштудировать хотя бы
одну такую книгу.
Вывод: занимайтесь самообразованием в области практической психологии. Если вы
научитесь лучше разбираться в людях и правильнее себя вести, то вам будет легче
вписаться в любой коллектив. И не только. Психологически компетентный человек
с меньшими усилиями добивается больших результатов в широком круге задач.
Как заниматься самообразованием? Во-первых, читайте и изучайте. Во-вторых, когда
представится возможность (а ее нужно искать), поучаствуйте в тренинге по психологии
общения. Для меня такие тренинги всегда были полезны. И первый, и последующие.
И, в-третьих, задумывайтесь о том, что и как вы делаете каждый день, как строятся
ваши отношения с людьми. И находите способы совершенствовать себя и свои отношения
с людьми.
В. Поляков, Президент кадрового объединения "Метрополис"
|