Перед тем, как Вы начнете активный поиск работы, не поленитесь и соберите все
необходимые документы: дипломы, рекомендации, свидетельства об окончании курсов...
В общем, найдите все, что по Вашему мнению придаст Вам дополнительный "вес" в
глазах работодателей. Что бы там ни говорили, красивые бумажки с круглыми печатями
в нашей стране все еще производят впечатление. Необязательно Вам понадобятся все
документы. Но когда на одно рабочее место претендует 40-50 человек, даже такая
мелочь, как сертификат участника бизнес-тренинга, может склонить чашу весов в
пользу конкретного кандидата.
Если Вы студент и пока не имеете профессионального опыта - не отчаивайтесь. Вспомните
свои университетские работы (диплом, курсовые работы, производственная практика,
общественные проекты, в которых Вы принимали участие и т.д.). Попросите рекомендательные
письма у своего научного руководителя или на кафедре, где проходили специализацию.
Вряд ли Вам откажут. А официальное письмо, подписанное маститым профессором и
скрепленное университетской печатью, сослужит Вам хорошую службу. Только не забудьте
указать, какую именно работу Вы выполняли во время обучения. Побольше конкретики!
Постарайтесь показать себя человеком, который уже имеет опыт и свои наработки.
При составлении личного досье подумайте о списке солидных людей, которые, в случае
чего, смогут дать Вам рекомендации. На собеседовании или во время заполнения анкеты
от Вас могут потребовать предоставить их имена и контактные данные.
Серьезные работодатели наверняка заинтересуются причиной Вашего увольнения с
предыдущего места работы и попытаются ее выяснить. Могут, например, позвонить
в Вашу бывшую фирму и спросить мнение о Вас у Вашего бывшего начальника. Существуют
и другие методы проверки. (Подробнее о них я расскажу в главе "Как нас проверяют
работодатели") Поэтому если Вас уволили с предыдущей работы, а Вы не знаете за
что, позвоните своему бывшему начальнику, чтобы выяснить причину. Если Ваше объяснение
будет расходиться с тем, что потенциальные работодатели узнают по своим каналам,
результат окажется малоприятным для Вас.
Вообще-то, не стоит бояться таких проверок. У нас - не Америка. При просьбе охарактеризовать
своего бывшего работника наши начальники обычно отделываются общими фразами, независимо
от истинных причин увольнения. Мол, был такой, работал нормально и т.п. Конечно,
это если Вас уволили не со скандалом и без обвинений в уголовных преступлениях.
Поэтому, если Вы, уходя с предыдущего места работы, не прихватили с собой парочку
компьютеров, не "слили" конкурентам коммерческую информацию и не увели жену (мужа)
у директора фирмы - можете спать спокойно.
А еще лучше - заранее подготовьте письменные отзывы с предыдущих мест работы.
Правильно составленное рекомендательное письмо обычно на порядок снижает вероятность
того, что потенциальные работодатели станут утруждать себя звонками в Вашу бывшую
фирму.
Рекомендательное письмо должно быть напечатано на фирменном бланке и заверено
печатью фирмы. (Вообще-то, согласно правилам делового этикета надо что-то одно:
либо фирменный бланк, либо круглая печать. Но в нашем случае чем больше признаков
"солидности", тем лучше.) Не забудьте также о подписи должностного лица (не ниже
начальника отдела).
Помните, что рекомендательное письмо - это не комсомольская характеристика времен
развитого социализма. Абсолютно недостаточно, если в нем будет написано только
то, какой Вы хороший и обаятельный человек (душа компании, любимец коллектива,
морально устойчив и т.п.). Отметить умение работать в команде не помешает, но
гораздо важнее описать конкретную работу, которую Вы выполняли. В рекомендательном
письме должны быть указаны Ваши задачи и обязанности, перечислены проекты, к разработке
которых Вы имели отношение, отмечена Ваша роль в них. Естественно, должна присутствовать
и оценка работы Вашими бывшими руководителями (разумеется, положительная).
Только не переусердствуйте с хвалебными одами в свою честь! Психологи установили,
что рекомендательные письма дают более благоприятные результаты, если среди позитивных
характеристик содержат и одно-два критических замечания относительно кандидата
на какую-либо важную должность. Таким образом создается видимость объективности.
Направлять резюме потенциальному работодателю, можно вместе с сопроводительным
письмом. Его главная задача - объяснить некоторые аспекты резюме и показать ценность
кандидата для работы, на которую тот претендует.
Мода на сопроводительные письма пришла к нам, как и много чего, с Запада. В печатных
и электронных изданиях, посвященных поиску работы, часто можно встретить следующее
утверждение: "Независимые исследования, проведенные недавно в США, показали, что
75% руководителей считают сопроводительное письмо не менее важным, чем само резюме".
Бездумно тиражируя эту цитату, журналисты забывают, что американская и наша трудовые
культуры все еще незначительно отличаются.
На Западе сопроводительное письмо - это изящный способ лизнуть потенциального
работодателя сами-знаете-куда и показать свою ценность для работы, на которую
претендуешь. Мол, всю жизнь мечтал работать в вашей прекрасной фирме, у такого
прекрасного начальника, буду получать истинное удовольствие от работы в вашей
компании и под вашим чутким началом... В общем - готов служить верой и правдой.
Когда же наш человек садится писать сопроводительное письмо, получается нечто
совсем иное. В бытность начальником службы персонала, мне довелось перечитать
много писем, составленных приблизительно в таком духе: "Я, крутой специалист Вася
Пупкин, готов осчастливить вашу фирму согласием работать в ней. Но не менее чем
за 1000$. Давайте, решайте побыстрее, а то ведь могу и передумать. А без меня
вашей конторе труба..."
И еще. Если в столичных мегаполисах, где полно иностранных компаний и народ всегда
в курсе последних веяний бизнес-моды, привычны к такого рода практике, то в российской
глубинке сопроводительное письмо воспринимается не иначе, как "левые понты". Поэтому
заниматься этим делом следует осторожно.
Вообще-то, чтобы заинтересовать потенциального работодателя, в 90% случаев достаточно
грамотно составленного резюме. Это я утверждаю, опираясь на свой опыт специалиста
по человеческим ресурсам. Сопроводительное письмо необходимо, если в Вашем резюме
есть аспекты, которые, возможно, могут говорить не в Вашу пользу и которые невозможно
скрыть. В таком случае следует дополнительно объяснить "скользкие" моменты Вашей
трудовой биографии и сообщить читателю письма, почему у Вас вызывает интерес данная
должность. Сопроводительное письмо должно доказать работодателю, что не смотря
ни на что, Вы идеально подходите на эту позицию.
Если Вы решите написать сопроводительное письмо, помните о главном - оно должно
быть посвящено тому, что Вы можете предложить, а не тому, что хотите получить.
Ниже приведен пример сопроводительного письма, который мне удалось раскопать на
одном из сайтов по трудоустройству...
|