Работу у нас, как известно, ищут преимущественно двумя способами. Первый способ
- народный, он же пресловутый "блат". Работу Вы находите, используя свои родственные,
семейные, дружеские, приятельские или другие личные связи. Здесь нет необходимости
давать какие-либо рекомендации, помимо банального совета поддерживать максимально
широкий круг общения вообще, и знакомств в вашей профессиональной области в частности.
Опыт свидетельствует, что меньше всего проблем в поиске работы имеют общительные
люди, поскольку чем больше знакомых имеет человек, тем выше вероятность того,
что среди них окажется потенциальный работодатель. И еще: не следует ожидать,
что близкие люди будут особенно рьяно рекомендовать Вас своему начальству. В наше
время каждый опасается за свое рабочее место - в случае, если Вы провалите работу,
Вашим рекомендателям также может не поздоровиться.
Второй способ поиска - цивилизованный. Вы обращаетесь в кадровые агентства или
службы персонала тех организаций, которые имеют вакансии. В этом случае Вы явно
или неявно вступаете в конкуренцию с другими претендентами на рабочее место. Победить
в этой конкуренции - задача не из легких. Помимо профессиональных знаний и опыта,
для этого надо знать стандартные технологии, используемые работодателями для поиска
и отбора персонала. И, конечно же, необходимо убедить работодателя в том, что
Вы - именно тот специалист, о котором он мечтал всю свою жизнь . Для этого Вам
понадобятся базовые психологические знания. Они помогут успешно преодолеть все
собеседования, тестирования, проверки, испытания и прочие ужасы, которыми почему-то
так любят мучить всех желающих заработать себе на хлеб насущный.
В связи с этим, если Вы решили начать поиск работы, я советую подавить первый
и вполне естественный порыв - не надо тотчас же хватать телефонную трубку и обзванивать
всех знакомых или найденные в телефонном справочнике кадровые агентства. Это Вы
сделаете обязательно, но несколько позже.
Начните с написания резюме. Совет этот разумен по двум причинам. Во-первых, 99,9%
работодателей и кадровых агентств сегодня требуют от соискателя наличия резюме,
причем, составленного по определенным правилам. Во-вторых, процесс написания резюме
- это хороший способ структурировать тот мутный поток сознания, который человек
обычно принимает за свое "желание найти хорошую и высокооплачиваемую работу".
- Какую именно работу Вы хотите получить?
- В какой области?
- С каким кругом обязанностей и уровнем ответственности?
- Каковы Ваши знания и профессиональный опыт в этой сфере?
- В чем Ваши сильные стороны?
- В чем Вы уступаете своим потенциальным конкурентам на рабочее место?
- Какую перспективу карьерного роста Вы для себя обозначили?
- Какой будет совокупность предполагаемых работ (должностей), которые удовлетворяют
Вашим критериям?
Я не стану призывать к тому, чтобы отвечая самому себе на эти вопросы, Вы были
максимально честными и объективными. Здесь Вы - высший судья для себя. Скажу только,
что окончательный вид резюме будет зависеть от этих ответов.
О правилах компоновки данного документа написано немало. Поэтому сосредоточимся
в основном на психологических моментах.
Когда объявляют вакансию на более-менее серьезное рабочее место, работодателю
приходит большое количество резюме. При этом велика вероятность того, что на Ваше
резюме попросту не обратят внимание, даже если Вы полностью соответствуете данной
должности. Читают резюме живые люди. Если Вам не повезет, то Ваша кандидатура
окажется где-то в конце второй сотни рассматриваемых. К тому времени все менеджеры
персонала уже не столько ищут подходящих кандидатов, сколько стремятся побольше
бумаги отправить в корзину - особенно, если список "перспективных" уже достаточно
большой. Поэтому в первую очередь надо добиться того, чтобы Вашу кандидатуру
выделили из массы аналогичных.
Помимо безупречного содержания, Ваше резюме должно иметь внешний вид, "отличный
от других". Психологи советуют использовать для этого бумагу различных цветов.
Нет, не спешите сразу в магазин - искать кислотные расцветки. Среди белых стандартных
листов наиболее эффектно выделится резюме цвета слоновой кости. Подойдет также
светло-серый, светло-желтый или светло-салатовый оттенок. (Но ни в коем случае
розовый или голубой!)
Естественно, бумага должна быть высочайшего класса, а качество печати текста
- безупречным. (Никаких матричных принтеров! Только лазерные или хорошие "струйники".)
Напротив, шрифт должен быть максимально простым, без всяких там каллиграфических
завитушек и ангелочков по краям - это не свадебное приглашение. Обычный Times
New Roman подойдет как нельзя лучше.
Текст резюме разбивается на короткие, удобные для чтения абзацы. Хорошо смотрятся
маркированные списки и очень плохо - подчеркивания и курсивы. Вообще, большое
количество подчеркиваний зрительно невероятно засоряет страницу и делает текст
неудобным для восприятия. Читая его, человек будет испытывать подспудное раздражение.
Поэтому все выделения лучше делать жирным шрифтом, при этом сведя их количество
к минимуму - текст не должен резать глаза.
Не увлекайтесь количеством текста. (Иногда претендентам на руководящие должности
советуют писать резюме на нескольких страницах, что не есть хорошо.) Размер резюме
не должен превышать 1 лист А4. Это связано с особенностями человеческого восприятия.
На рассмотрение одного резюме обычно тратится 15-20 секунд. За это время у человека
сформируется первое впечатление о Вас, которое в большинстве случаев окажется
и последним. Вы будете отнесены либо к категории "перспективных", либо к "совершенно
неподходящим". Поэтому у Вас никогда не будет второго случая произвести первое
впечатление. За 15-20 секунд менеджер, просматривающий Ваше резюме, должен получить
конкретную информацию, демонстрирующую обоснованность Ваших претензий на рабочее
место.
Специальные исследования показали, что в первую очередь работодатели обращают
внимание на предыдущее место работы кандидата, во вторую - на его практический
опыт (трудовой стаж), в третью - на его квалификацию. С предоставления этих данных
и должно начинаться Ваше резюме. Здесь мы плавно переходим к следующей теме -
рассмотрению структуры резюме.
|