Управление текучестью персонала для многих компаний означает управление самим
персоналом. "Главное, чтобы люди не уходили",- говорят в таких фирмах. Однако
низкий уровень текучести может привести к застою крови в организации. Как вычислить
норму?
Однажды руководство производственной компании с гордостью заявило рекрутерам:
"У нас нет текучести кадров". Конечно, руководители слегка преувеличили, люди
иногда уходили - например, на пенсию. Но в другие фирмы никто почему-то переходить
не хотел. Оказалось, что сотрудникам просто переплачивают. За те же деньги управленцы
могли нанять такое же количество более ценных специалистов. Низкий уровень текучести
может означать и то, что к сотрудникам предъявляют заниженные требования, при
которых люди работают вполсилы.
В России в производственной сфере идеальной считается текучесть около 10%. В
активно растущем бизнесе, особенно на стадии массового найма, уровень текучести
может быть выше и составлять чуть более 20%. В рознице, у рестораторов и страховщиков
30% ежегодной смены сотрудников не вызывает беспокойства, а для некоторых ритейлеров
даже текучка 80% считается нормальной.
В Москве, Санкт-Петербурге и других российских городах с большим рынком труда
средние нормы по всем отраслям варьируют от 10% до 20%. А в небольшом провинциальном
городе этот показатель может снизиться до 5% только потому, что в данной местности
возможность выбора работы меньше.
Строго говоря, у различных подразделений в одной и той же фирме может быть своя
норма текучести. Это связано с так называемым периодом эффективности сотрудников
- с промежутком времени, за который человек полностью раскрывает свой потенциал
в конкретной должности. Например, для торгового представителя период эффективности
составляет полтора-два года. Если человек в течение этого периода не проявил себя
и не вырос в карьерном плане, с ним лучше расстаться. Для производственных подразделений
и менеджерского состава период эффективности может длиться годами. Здесь уровень
текучести должен быть ниже - 5-10%.
А для категорий сотрудников, в которых карьерный рост не предусмотрен (например,
уборщицы), норма текучки обычно вовсе не считается, поскольку смена таких работников
незначительно сказывается на бизнесе.
|