На протяжении тысячелетий люди, меняя орудия труда от каменного топора до ноутбука,
устанавливали различные формы трудовых отношений. Неизменной оставалась иерархия
управляющих и исполнителей. Есть она и в современном деловом мире. При этом управление
зачастую строится на силе одних и слабости других, и агрессия, вопреки модным
тенденциям, по-прежнему в силе.
В нападении
Завоевание новых территорий, получение доступа к богатым источникам пищи, роскоши
и удовольствий, стремление подчинить себе наибольшее число соплеменников - всем
этим занимались наши древние предки. И сегодня наряду с тихонями и недотрогами
активно действуют драчуны и забияки, всеми силами реализуя желание поразрушать
и позавоевывать.
Как и любое явление жизни, агрессия многолика: осознаваемая и бессознательная,
мимолетная или затяжная, нагнетаемая или проявляющаяся в виде защиты ближнего,
заставляющая страдать и приносящая облегчение. Арес, бог-покровитель воинов и
сражений, имел наряду с разрушительными и позитивные стороны. Он дарил древним
грекам смелость и отвагу, самоотверженность и способность идти на риск.
Переосмысливая значение и глубину феномена агрессии, мы стараемся взаимодействовать
с этой капризной, но жизненно важной "особой", учимся не идти на поводу у своего
страха и контролировать отношения с коллегами, начальством и подчиненными. Но
стоит ли всегда жить в нападении? Мы знаем, откуда и по какой причине нанесут
удар, так может лучше уклониться от него и идти к своей цели?
Удары по вертикали
Так как большинство людей стремится повысить свой ранг, то между ниже - и вышестоящими
всегда возникает напряженность. Враждебность тем меньше, чем дальше друг от друга
работники стоят на служебной лестнице, и тем больше, чем ближе их ступеньки, оклады
и кабинеты. Именно поэтому участие крупного руководителя в принятии ключевых решений
одним из небольших подразделений психологически обоснованно.
И в то же время агрессивный начальник - известный персонаж повседневных успехов
и неудач компании. Несомненно, всегда есть порция дозволенной агрессии, которую
готов проглотить каждый подчиненный. Но было бы очень неплохо, если бы кнут своевременно
поддерживался пряником и приводил к коллективному успеху, к повышению профессиональной
самооценки всей группы.
А вот агрессия, не сдерживаемая рамками этики и духовности, способна охладить
и деморализовать самые лучшие кадры. Это только в анекдотах портрет Генри Форда,
который разбивает в щепки рабочее место неугодного подчиненного и вычитает стоимость
разрушенного с работника, выглядит удачно. В реальности в подобных случаях все
иначе.
Чаще по отношению к начальнику начинается проявление непрямой формы агрессии:
саботаж, распространение сплетен, сговор с конкурентом и так далее. Проще всего
бороться с саботажем, если подчиненные заинтересованы в получении выгодных заказов.
Сплетни тоже не всегда плохо - подходящая мусорная корзина для негативных эмоций.
А вот предателя следует из кампании уволить. В ситуациях же, когда сотрудник находится
под большим прессингом, доведен до отчаяния и чувствует себя "загнанным в угол",
он может пойти в лобовую атаку на своего босса, ведь ему нечего терять. В данном
случае импульсивная агрессия, которую он проявит, победив несправедливость, может
принести чувство облегчения.
Естественный отбор среди коммерческих предприятий - суровый страж меры агрессии.
Выживают и процветают стойкие, уверенные в своих ресурсах, обладающие высокой
квалификацией, умеющие сплотиться и позаботиться о новых кадрах коллективы. Если
при этом необходимы "воинские" качества, тогда на помощь приходит бог Арес.
Путь таких побед ведет к самоуважению: "расставлены точки над "i" в принципиальных
вопросах, улучшены условия работы. Но есть и оборотная сторона медали: иногда
такого сотрудника могут просто уволить, он получит дурную репутацию неуживчивого,
а коллектив будет расколот его поведением.
Минусы:
Бесконтрольное проявление вертикальной агрессии деморализует работу коллектива.
Подчиненные чувствуют себя незащищенными, возникает ощущение несправедливости
и произвола.
Плюсы:
Умелое управление руководителя агрессивным состоянием сотрудников способно привести
к коллективному успеху, сплочению коллектива и выявлению нелояльных сотрудников.
Удары по горизонтали
Как может проявляться агрессия среди коллег? В первую очередь это "неприемлемое
обращение".
Убийственные комментарии и едкие замечания иногда ранят больнее, чем прямое физическое
воздействие. Более того, зачастую агрессивная реакция возникает при одном только
предположении о том, что у другого имеются враждебные намерения.
Далее возникает эффект "перебрасывания горячей картофелины", и нередко словесная
перебранка заканчивается затяжным конфликтом. Никто не хочет показаться окружающим
проигравшим или беспомощной жертвой, неспособной дать сдачи.
В числе других, есть еще одна интересная особенность проявления агрессии в "горизонтальных"
контактах. Например, получив разнос от руководителя, не успевая пообедать из-за
дорожных пробок, сотрудник возвращается в свой офис. Его эмоциональная разрядка
обрушивается на коллегу, который попался под руку. В психологии это называется
смещенной агрессией. Накал подобных страстей увеличивают и условия, вызывающие
утомление и раздражение: духота, шум, скученность, теснота в помещении.
Кроме того, сотрудники одного ранга понимают, что являются конкурентами в предоставлении
денежных поощрений, получении выгодного индивидуального заказа продвижении по
служебной лестнице и т. д. Иногда действия друг друга воспринимаются как барьер
на пути к достижению целей. Это генерирует эмоциональную агрессию: снижается порог
возбудимости, и человек в ответ на насвистывание шлягера соседом по рабочему месту
реагирует так, как будто его ударил по лицу первый встречный.
В то же время, в подобных конфликтных ситуациях, в условиях притирания и жесткой
конкуренции оттачивается профессионализм, закаляется характер, выявляются лидеры
и отсеиваются слабые, неспособные к борьбе сотрудники.
Минусы:
Негативная сторона агрессии очевидна: испорченное настроение, головная боль,
"пережевывание" конфликта, ухудшение работоспособности, потеря темпа в получении
результатов.
Плюсы:
Напряженная конкуренция позволяет высококлассному специалисту занять свою нишу
в бизнес-пространстве, обеспечив себя клиентами и выгодными заказами.
Глызин С. А.
Директор КА "Бизнес-Технологии"
|