Светлана ГЕРАСИМОВА
«Элитный персонал» №21 (356), 1 июня 2004
В разновозрастном коллективе кто-то чувствует себя комфортно, «молодея душой»
или набираясь от коллег житейского и профессионального опыта. Кому-то, наоборот,
сложно давать указания тем, кто старше, или усмирять не в меру активную молодежь.
Конфликт поколений случается даже в жизни, протекающей в стенах офисов.
Заяви о себе!
Казалось бы, абсолютно не важно, сколько лет вам и сколько – вашему коллеге.
В работе это не главное. Но, как в женском коллективе единственный мужчина не
всегда чувствует себя уютно, так и слишком молодой сотрудник не сразу адаптируется
к правилам работы во «взрослом» окружении. Своей историей делится Елена Горячева, менеджер информационной группы региональной телекомпании, 22
года: «Большинство моих коллег перешагнули 35-летнюю черту и не воспринимали меня,
новичка, всерьез, перекладывали на мои плечи всю «черную» работу. Через два месяца
мне доверили первый проект. И вопреки сложившимся правилам я выполнила его не
по шаблону, а так, как виделось мне. Очень хотелось проявить себя. С готовым проектом
пришла к начальнику отдела. И как приятно было, что мое видение и новые идеи оказались
безоговорочно принятыми! Мало того, «стариков» попросили перекроить их работу
под предложенный мной формат. Наверное, часть из них до сих пор злятся на меня
за это, называют выскочкой. Но так я приобрела и новых друзей из числа «старослужащих».
Молодежи, попадающей в коллектив взрослых, иногда очень не хватает силы характера.
Попытки самоутвердиться порой перерастают в хамство, что, в свою очередь, вызывает
неприязнь у «отцов». На примере Елены видно: лучшая тактика поведения молодого
сотрудника – вести себя деловито и серьезно, «по-взрослому».
В поисках общего языка
В ситуации, когда умудренный опытом сотрудник оказывается среди молодежи, часто
совершается другая ошибка. «Отец» держит дистанцию, и глядя на него, «дети» отвечают
тем же.
Ирина Лишнова, 43 года, придя в сеть «Копеечка» старшим бухгалтером, искала понимание с молодыми коллегами: «Я не умею общаться с молодежью, не
понимаю их вкусов, интересов, языка, несмотря на то, что живу с 20-летней дочерью,
- рассказывает Ирина. - На новой работе рядом оказались еще 7 «дочерей», и я приуныла. Долго продумывала
тактику поведения и решила: не буду ни во что вмешиваться, ведь основная моя задача
– справиться с работой. И ошиблась: до меня мое место занимала молодая озорница
и хохотушка, любимица коллег, а я стала «кнутом» после «пряника». Я сама видела:
чем шире «полоса отчуждения», тем хуже отношение ко мне». Девочки при любом удобном
случае убегали на перекур, а Ирина доделывала за них работу, испытывая угрызения
совести – ведь она сама умышленно не шла на контакт. Все разрешилось случайно.
Однажды она застряла в метро и впервые опоздала на работу. В ответ на недоумение
девушек Ирина, вспомнив «Служебный роман», объяснила свое опоздание так: «Вы не
поверите – проспала!» И так удачно скопировала гoлос Алисы Фрейндлих, что коллеги
расхохотались и в один голос заявили, что не думали, что такая железная дама может
позволить себе подобное. После этого день за днем начался «процесс стыковки».
Медленный, но успешный.
Переборщили…
Коллеги рано или поздно придут к взаимопониманию – общее дело этому способствует.
Другое дело, если в конфликт поколений вовлечены начальник и подчиненный. В этом
случае приходится преодолевать не только возрастной, но и административный барьеры.
Молодой менеджер может почувствовать себя неумелым мальчишкой рядом с подчиненными
предпенсионного возраста. Но они, скорее всего, будут относиться к руководителю
с пониманием. Зато взрослые начальники, случается, не всегда корректно обращаются
со своими молодыми работниками.
Рассказывает Кирилл, sales-менеджер торгового дома, 22 года: «На предыдущем месте, в крупной инвестиционной компании я тоже оказался на
позиции sales. Но старшие менеджеры, которым подчинялась группа молодых ребят
моего возраста, буквально третировали нас. У нас была железная дисциплина: опоздал
на работу на 5 минут – останешься на 10 по окончании дня, опоздал с обеда на 15
минут – завтра твой обед сократится на полчаса. Не слишком корректен с клиентом
– вычет из зарплаты. Весь испытательный срок мы жили в страхе, боясь пошевелиться
и сделать шаг не в том направлении». По словам Кирилла, новые идеи, с которыми
ребята шли в компанию и которые охотно выслушивались на собеседовании, теперь
принимались в штыки. За день до окончания испытательного срока начальство неожиданно
устроило небольшую вечеринку, где объявило, что это была проверка на прочность,
которую молодежь успешно прошла, и что теперь все будет по-другому. Но Кирилл
не поверил в это и подал заявление об уходе. Он не выдержал давления, а начальство
попросту «перегнуло палку».
Разумный компромисс
Вышеописанная история – скорее, исключение из правил. Опытные и мудрые «отцы»-руководители,
оказываясь один на один с молодыми подопечными, как правило, умеют подбирать к
ним ключи. Возможно, благодаря собственному родительскому опыту.
Феликс Беруль, начальник управления комплексного страхования в туризме компании
«Группа Ренессанс Страхование», 58 лет, работает с подчиненными, еще не перешагнувшими 30-летний рубеж «С ними я чувствую
себя прекрасно и иногда веду себя соизмеримо их возрасту и жизненным ценностям,
- говорит он. - Главное - осознавать, что совокупность твоего опыта и знаний -
это источник их благополучия в работе, и стремиться как можно полнее передать
все то, что ты умеешь. Бывает, я ловлю себя на том, что подсознательно контролирую
«детей». Но в этом смысле очень полезно вспоминать себя в шкуре «салаги», не забывать
ошибки молодости и стараться научить молодых избегать их. А научить можно, только
поставив себя на их место. Надо приводить убедительные доводы и искать точки соприкосновения».
Житейская мудрость приходит не только вместе с сединой. Олег Василевский, начальник отдела развития персонала компании «Русский Алюминий»,
27 лет, руководит сотрудниками 46-48 лет. По его мнению, возраст, так же как цвет глаз
или знак Зодиака, не имеет особого значения. Гораздо важнее количество и качество
опыта работы, мотивация, знания и навыки. В то же время, как говорит Олег, «лидерство
в коллективе возникает по теории «ценностного обмена», разработанной еще в советской
психологии. Упрощенно, лидером становится тот, кто может дать другим что-то ценное.
Найдите то, что ценно и значимо для человека, предоставьте ему это, и вы - лидер.
А поскольку все люди разные, то и подход к управлению должен быть индивидуальным.
И при этом нужно учитывать все: и возраст и жизненный путь и, может быть, даже
цвет глаз».
По статистике, в российских компаниях трудится около 45% людей среднего возраста
(30-40 лет), носителей профессионального опыта, 25% старшего поколения (старше
40), хранителей традиций и 30% молодых специалистов – свежей силы, работоспособной
и энергичной. Молодежь – завтрашний день отечественного бизнеса, люди постарше
–не изживший себя вчерашний день, а, скорее, история, без знания и без учета которой
невозможно строить настоящее и будущее. Если эту формулу примет за аксиому каждый
сотрудник, то найти общий язык с «занудным стариком» или «молоденькой глупышкой»
станет гораздо проще.
Для того, чтобы избежать конфликта «отцов и детей»,
- не проводите границу между поколениями, придерживайтесь дружественного партнерства,
а не состояния войны,
- старайтесь находить сильные стороны в представителе «другой эпохи», а не критиковать
его недостатки,
- не комплексуйте в обществе людей другого возраста, старайтесь почерпнуть у них
новое и ценное для себя,
- если сложности во взаимоотношениях все-таки возникли, обязательно постарайтесь
разобраться в их причинах.
- не проводите границу между поколениями, придерживайтесь дружественного партнерства,
а не состояния войны,
- старайтесь находить сильные стороны в представителе «другой эпохи», а не критиковать
его недостатки,
- не комплексуйте в обществе людей другого возраста, старайтесь почерпнуть у них
новое и ценное для себя,
- если сложности во взаимоотношениях все-таки возникли, обязательно постарайтесь
разобраться в их причинах.
- не проводите границу между поколениями, придерживайтесь дружественного партнерства,
а не состояния войны,
- старайтесь находить сильные стороны в представителе «другой эпохи», а не критиковать
его недостатки,
- не комплексуйте в обществе людей другого возраста, старайтесь почерпнуть у них
новое и ценное для себя,
- если сложности во взаимоотношениях все-таки возникли, обязательно постарайтесь
разобраться в их причинах.
Точка зрения
Леонид Кроль, директор Института групповой и семейной психологии и психотерапии,
директор Центра обучения персонала «Класс»:
- Причина сложностей взаимопонимания руководителя и подчиненного из разных возрастных
групп, кроется, прежде всего, во взглядах руководителя. Приведу два примера из
своей практики. Один молодой начальник не принимал на работу людей старше его
по возрасту – поскольку ему неудобно было на них кричать. У другого очень успешного
генерального директора возникала проблема ведения переговоров с акционерами компании,
людьми старше его на несколько лет, чей финансовый достаток существенно превышал
его собственный. Впоследствии выяснилось, что отец этого человека, довольно сильный
и влиятельный, требовал от сына беспрекословного подчинения, таким образом, взаимоотношения
с отцом «накладывались» на общение с акционерами. В большинстве подобных случаев
обычное осознание проблемы уже приводит к неплохим результатам.
Валентина Тушова, психолог, генеральный директор КА «Интерком-Персонал»:
- Что такое компания? Своего рода семья, в которой по определению должны быть
и родители, и бабушки-дедушки, и маленькие дети. Когда-то я, начинающий директор,
подбирала персонал “под себя” – мне было проще общаться с людьми, близкими мне
по возрасту и духу. Но затем пришла молодежь, и я удивилась, что среди них есть
абсолютно зрелые личности! После этого я перестала обращать внимание на возраст
– главное, чтобы люди соответствовали корпоративному духу и профессиональным требованиям.
Прежде чем подбирать сотрудников, задумайтесь, какую компанию вы хотите получить
в результате! Ваша идея, миссия компании будет притягивать людей со схожими жизненными
ценностями, а понятие возраста отойдет на второй план. В коллективе должны быть
представлены все поколения – ведь на работе мы проводим много времени, и отчасти
она заменяет нам семью! Люди постарше могут оказать моральную поддержку, поделиться
жизненным и профессиональным опытом, а жизнерадостная и целеустремленная молодежь
настраивает на оптимистичный лад, помогает не цепляться за прошлое, заряжает нацеленностью
на лучшее будущее.
|