Чем выше статус человека в компании, тем ярче проявляется особенности его характера,
в том числе и малоприятные. Руководителю приходится, сталкиваться с так называемыми
сложными подчиненными: непокорными, амбициозными, упрямыми и лживыми. В итоге
директор становится перед выбором: уволить полезного, но неудобного сотрудника
или найти с ним общий язык. В этой ситуации руководитель играет решающую роль,
т.к. от выбранного им подхода зависит успех бизнеса.
Среди сложных подчиненных выделяют самые распространенные психотипы:
- специалист с завышенными амбициями;
- неорганизованный, несобранный, рассеянный сотрудник;
- интриган.
Светлана Эверт, менеджер по персоналу компании "Золотой Урал":
Чтобы не было проблем с подчиненными, надо уделять особое внимание подбору персонала.
Для начала следует определить, какие люди нужны компании. Выделить основные черты
характера, которые неприемлемы корпоративной культуре организации. При приеме
на работу мы проводим несколько видов тестирования, с помощью чего выявляем тех
кандидатов, которые подходят нам не только по профессиональным требованиям, но
и по личностным характеристикам. Если все же была допущена ошибка и мы приняли
сотрудника, в котором есть черты одного из психотипов, перечисленных выше, то
мы проводим с ним индивидуальную работу.
Легче всего сладить с сотрудниками с завышенными амбициями. Под ответственность
дается заведомо сложное задание, успешное выполнение которого может быть только
тогда, когда работа выполняется в команде. Сотруднику приходится считаться с мнением
окружающих, а места и времени для амбиции просто нет.
Нерадивый сотрудник - результат плохой работы руководителя. Возможно, руководитель
неправильно выбрал тактику общения с ним. Немного теории: виды тактик можно обозначить
как авторитарный, демократичный, либеральный или тоталитарный подход. Выбирая
демократичный подход к новому сотруднику, руководитель делает ошибку (статистическую
для российских руководителей). Для начала лучше выбрать более жесткий эталон поведения
с "новобранцем" - это наиболее действенный способ воспитания ответственных сотрудников.
Смягчать позиции следует тогда, когда "новобранец" вошел в колею работы и разобрался
со всеми её нюансами.
И, наконец, интриганы. Это из всех выделенных психотипов самый негативный. В
нашей компании это очень редкое явление. Потому что интриги могут плести только
те сотрудники, которые используют рабочие время не по назначению. А это противоречит
корпоративным установкам нашей компании.
Панова Наталья, заместитель директора компании "РабиКонс":
Трудностей, возникающих со сложными подчиненными, можно избежать, если ответственно
подойти к подбору персонала. Для нашей компании, как правило, персонал подбирают
рекрутинговые агентства. При найме сотрудников с их помощью есть значительная
вероятность избежать многих проблем, в том числе таких, как нерадивый сотрудник
и амбициозный непрофессионал.
Немотивированная амбициозность сотрудника должна быть направлена в положительное
русло. Сейчас я практикую метод работы, который активно используется на западе
- общественно-полезная деятельность (например, профсоюз), к примеру, назначаю
сотрудника ответственным за проведение общественного мероприятия (будь то субботник
или корпоративная вечеринка).
К несобранными сотрудниками особый подход. Для них я составляю план работы на
день, на неделю, на месяц. Сотрудник знает с чего начать свою работу и как её
выполнить, таким образом, он становится более дисциплинированным и собранным.
Александра АКИНФИНА
|