Агентства выполняют функцию посредника. Мы обращаемся к посредникам, когда решение
задачи собственными силами неэффективно или невозможно. Можно все делать самому,
но технологии и рынки современного мира сложны и не терпят делетантства. Идеология
аутсорсинга (передачи обеспечивающих процессов сторонним организациям) внедряется
в умы менеджеров и бизнесменов.
Давайте посмотрим на агентства рынка труда. По устоявшемуся представлению они
бывают двух типов: одни обслуживают интересы работодателя (рекрутинговые), другие
- интересы граждан, желающих трудоустроиться (агентства по трудоустройству). Мы
попробуем охарактеризовать агентства, учитывая сложившуюся ситуацию и не деля
их на "плохие" и "хорошие".
Агентства Executive Search (прямого поиска) занимаются поиском дефицитных специалистов
и менеджеров высшего звена, которые, как правило, на объявления о найме не отзываются.
Агентства этого типа сосредоточены в столице России и...
Упрощенно технология работы выглядит так: поиск информации о предприятиях (отрасли),
где может работать потенциальный кандидат, выявление информации о специалистах
и их оценка, мотивация на переход в другую компанию. Данные процедуры требуют
больших трудозатрат талантливых, высококвалифицированных специалистов и поэтому
достаточно дороги ($10000 - $50000). Данная услуга востребована крупными российскими
и западными компаниями, бизнес которых требует лучших из лучших и которые готовы
соответственно за это платить.
Некоторые технологии прямого поиска применяют и стандартные рекрутинговые агентства,
когда найти специалиста стандартными методами невозможно. Например, большинство
заказов на менеджеров по продажам выполняется путем выхода с предложением к успешно
работающему специалисту. Для закрытия вакансии агентство качественно "пытает"
заказчика на предмет "кто все-таки нужен и что он будет делать", изучает особенности
кадровой политики предприятия, использует множество способов поиска и оценки,
собирает рекомендации, несет моральную и материальную ответственность за безупречную
и продолжительную работу нанятого специалиста. Качественный подбор потребляет
определенное количество ресурсов рекрутингового агентства, и, как следствие, стоимость
услуги по подбору специалиста - не ниже 15 тысяч рублей (для Челябинска).
Для поддержания и развития высоких стандартов услуг создаются профессиональные
объединения, в Уральском регионе это Ассоциация рекрутинговых агентств Урала (АРАУ).
Отсутствие агентства в списках профессиональных ассоциаций не означает невозможности
оказания качественных услуг.
Суть рекрутинга состоит в создании условий для заполнения вакантной должности
на предприятии-заказчике. Рекрутеры - профессиональные посредники между работодателем
(фирмой, имеющей вакансию) и специалистом, желающим сменить работу.
Данная услуга оплачивается работодателем, с кандидата рекрутеры вознаграждение
не берут.
Услугами рекрутеров пользуется широкий круг предприятий, где требуется квалифицированный
персонал, менеджмент которых осознал эффективность данного способа закрытия вакансий.
Если вы специалист и заботитесь о карьерном росте, ваше резюме должно обязательно
быть в базе данных рекрутеров.
Устойчивый спрос наблюдается на услуги кадровых агентств. Они тоже занимаются
подбором персонала, но технология их работы менее сложна и затратна. Это позволяет
организациям с небольшим бюджетом подбирать персонал, который не требует высокой
квалификации или дефицит которого на рынке не наблюдается. Работодатель, в свою
очередь, должен быть готов к некоторым издержкам (отбор только по формальным признакам,
небольшой срок гарантии, большой процент кандидатов, не соответствующих заявке).
Некоторые из этих агентств берут деньги с соискателей за их трудоустройство и
оказывают эту услугу качественно.
Агентство по трудоустройству в наших реалиях будет правильней назвать информационным
агентством, потому что его деятельность заключается в предоставлении информации
о вакансиях, взятой из различных источников. В классическом понимании трудоустройство
- это процесс индивидуальной работы с человеком по поиску для него рабочего места,
учитывая его квалификацию, опыт и желание, и немногим отличается от выдачи листка
со списком информации о вакансиях. Многие работодатели, умеющие правильно наладить
отношения с информационным агентством, закрывают большинство вакансий исполнительского
персонала. Соискатель, умеющий правильно использовать полученную информацию и
реально оценивать свои возможности, обязательно найдет себе работу.
Аналитики предсказывают резкое уменьшение рынка услуг по трудоустройству в связи
с всеобщей доступностью информации и увеличением дефицита рабочей силы. Скорее
всего в Челябинске останутся один-два оператора этого рынка, как это произошло
в Екатеринбурге.
Георгий Кочуров,
"Кадровые технологии" |