Единственный способ оценить собственную стоимость на рынке труда - это объективно
отнестись к своим знаниям и опыту, готовности работать, мобильности, динамичности,
умению работать в команде и очаровать работодателя на интервью. Чем реалистичнее
и обоснованнее будет оценка вашей собственной зарплаты, тем больше шансов того,
что вы найдете понимание в лице и бюджете руководителя. О некоторых распространенных
заблуждениях кандидатов, ищущих работу, рассказывают консультанты агентства АНКОР.
Каждый раз, сжимая в руке тугую, или не очень, пачку, мы думаем о том, каких
размеров должна быть наша заработная плата, оцени нас по достоинству начальник
отдела, департамента, предприятия и другие высшие силы. Еще больше сомнений у тех,
кто ищет работу: Сколько просить, на что соглашаться, на каком этапе трудоустройства
вообще начинать задавать сокровенный вопрос, как оценить себя, свой опыт, свои
знания и потенциал? Много вопросов. Ответов на них еще больше - у каждого эксперта
свой. Однако, есть общие заблуждения, которых можно и нужно избежать. Мы назвали
их мифами, потому что именно в таком сказочном, эфемерном, передаваемом-из-поколения-в-поколение
виде они и существуют.
Миф первый
"В иностранных компаниях платят больше, чем в российских".
Неправда. Судя по собственному опыту работы, можем сказать: западные компании
отнюдь не склонны работать на общее повышение благосостояния российских граждан.
Географический аутсорсинг для того и был придуман, чтобы экономить, чем иностранные
компании активно пользуются. Более того, один клиент, генеральный директор крупной
производственной западноевропейской компании (кстати, иностранец), недавно, не без
ностальгии, признался мне: "Когда 3 года назад наше предприятие открыло представительство
в России, мы были поражены, за какие гроши готовые, компетентные специалисты согласны
работать. Что самое потрясающее, они не требовали никакой компенсации за переработки!
С тех пор ситуация значительно изменилась: по-настоящему грамотного специалиста
сейчас надо купить, российские менеджеры начинают понимать истинную цену себе
и своим знаниям. И если раньше было достаточно дать объявление из 4 слов: "Иностранная
компания возьмет на работу", и в наш адрес сыпались резюме первоклассных специалистов,
теперь этого недостаточно: они хотят знать условия работы, хотят дополнительных
льгот и бонусов, которые мы не всегда можем им предложить".
На самом деле, для многих работа в западной компании все еще является пределом
мечтаний, но теперь причины другие: не просто высокие зарплаты, а яркая строчка
в резюме, практика иностранного языка, возможность стажировок заграницей, использование
новейших технологий.:А платить:платить российским компаниям часто приходится больше.
Миф второй
Миф второй: "В Москве можно разбогатеть".
Долгое время Москва напоминала этакого вампира, который высасывал лучшие кадры
из глубинки, а потом переваривал их в огромном, жарком и суетном чреве большого
города. Толпы молодых людей мчались в плацкартных вагонах, машинах, попутках в поисках
лучшей жизни, зарплаты и перспектив. Обратно они возвращались довольные, в купе,
рассказывали о снятых квартирах и вот уже третьей работе за полгода. Но теперь:
теперь московские работодатели едут в регионы подбирать себе опытных и динамичных
менеджеров для работы на местах. Они предлагают им те же проекты, что и в Москве,
почти те же деньги, перспективы. Не говоря уже о том, что индексация заработных
плат в Москве отчаянно проигрывает марафон в погоне за стоимостью жизни.
Миф третий
Миф третий: "Есть хорошо оплачиваемые специальности"
Таких нет. Простите, милые папы и мамы, которые 5 лет трепетно обучали чадо на самом
престижном факультете города. Это вовсе не значит, что оно обеспечит вам золотую
старость. Не говорите мне: "Моя специальность сейчас не оплачивается, я не хочу
по ней работать". Это не так. Моды на специальности нет. Есть только личное отношение
к ней. Вы увлечены? Вы динамичны? Вы обладаете исключительными личностными качествами?
Да вы же потрясающий библиотекарь, инженер, геолог! Вы будете получать больше
любого вялого, незаинтересованного, но такого модного и престижного маркетолога,
финансиста, юриста:
Миф четвертый
Миф четвертый: "Нельзя говорить о зарплате при приеме на работу"
Можно и нужно. Будьте готовы к тому, что на интервью вам зададут вопрос, который
многих ставит в тупик, вгоняет в краску, заставляет долго рассматривать собственные
ботинки под столом: "А каковы ваши зарплатные ожидания?". Приготовьтесь. Морально
и физически. Не бойтесь называть цифры. Нам долго говорили, что это неприлично,
не принято, не:Но мы работаем за деньги. Не называйте необоснованных цифр, не доверяйте
интуиции. Возьмите за основу зарплату, которую вы получали на последнем месте
работы. Если вы ищете работу в той же области, будет разумно прибавить к ней от 20 до 50%.
Если ваш багаж потяжелел килограмм так на несколько (вы выучили иностранный язык,
получили еще одно образование, прошли модный тренинг), укажите на это, объясните,
почему вы хотите получать в несколько раз больше, чем зарабатывали на последнем
месте работы.
Миф пятый
Миф пятый: "Деньги - это не главное"
Когда люди, которые хотят устроиться или поменять работу, говорят мне, что зарплата
для них не важна - я настораживаюсь. Либо этот человек обманывает, либо его жизненные
цели и установки неадекватны. На самом деле, все мы ходим на работу, чтобы зарабатывать
деньги. Но, поверьте мне, любой специалист по персоналу, занесет вас в черный
список, если вашим первым вопросом будет: "А сколько заплОтите-то?". Важно расставить
приоритеты, определить интересность проекта, престижность компании, возможность
профессионального роста, обучения, прохождения тренингов. Нужно также учитывать
пресловутый дополнительный соцпакет, который иногда перевешивает основную сумму
зарплаты. Некоторые компании включают в него оплату мобильного телефона, транспортных
расходов, медицинскую страховку, включая стоматологию, компенсацию обедов, оплату
фитнесс тренировок и многое другое. Конечно, для многих такие блага кажутся райскими
яблоками, однако, согласно исследованию рынка зарплат, проводимому ежегодно компанией
АНКОР, некоторые элементы подобного пакета на рынке Челябинска предоставляют около
20% компаний.
Мария Колобова
директор компании АНКОР в Челябинске
|