В жизни часто возникают ситуации, когда за относительно короткое время люди должны
оценить и понять друг друга и даже принять какое-то важное решение.
Положение, в которое поставлен работодатель, выбирая сотрудника среди многих
претендентов, как раз из этого ряда. Давно бы пора психологам изобрести прибор
типа "психоскоп", чтобы включил - и все ясно: профессионал или халтурщик, и как
насчет алкоголя, и можно ли с ним в разведку. Но пока такого прибора нет, приходится
довольствоваться собственными глазами, ушами и жизненным опытом.
Предположим, к вам пришел человек устраиваться на работу. Закончив беседу с ним, постарайтесь,
не мудрствуя особо, ответить на следующие вопросы:
- Что вам сильнее всего бросилось в глаза?
- На что соискатель как будто специально хотел обратить ваше внимание?
- Каким он хотел показаться?
- О чем говорил, когда его не спрашивали?
- В какую сторону уводил разговор?
Кратко запишите свои наблюдения, чтобы не забыть сразу. И подумайте, зачем соискателю
могли быть нужны все эти "фишки"? Если вам удастся ответить на этот вопрос, значит,
вы поняли человека, насколько это возможно. Но будьте внимательны: речь идет только
о тех особенностях личности, которые проявляются спонтанно, то есть без особой
необходимости.
Например:
- Человек преждевременно перечисляет свои звания, дипломы, сертификаты. Зачем?
Чтобы скрыть неуверенность в своем высоком профессионализме.
- Разговаривает витиевато, так, что трудно уловить смысл. Значит, не продумал,
что он может из того, что хочет, и выжидает, когда вы ему подбросите недостающую
информацию. Так и работать будет, если вы его возьмете.
- Повышает голос, когда можно было бы этого и не делать, как бы демонстрируя свою
моральную силу. Значит, слаб и чувствителен. С людьми ему трудно будет работать.
(Педагоги не в счет: у них повышенный тон речи - издержка профессии. Если же именно
педагог разговаривает спокойно, избегая дидактических интонаций и оборотов - значит,
это сильный человек, его непросто сломать).
- Разговаривает слишком тихо, как будто боится кого-то разбудить, и монотонно,
как будто выучил текст заранее. Значит, манипулятор. Или учится на него.
- Использует жаргонную лексику. Значит, торопится перевести деловой разговор в
неформальный. Утомился человек от деловых разговоров. У женщин то же самое проявляется
в сползании на обсуждение семейных проблем (с руководителем-женщиной).
- Необычайный аккуратист в бумагах. Значит, не отличает главное от второстепенного.
Это надолго.
У каждого человека есть свои недостатки, и каждый их про себя знает или хотя
бы смутно чувствует. Устраиваясь на работу, их надо как-то припрятать, чтобы работодатель
не сразу о них догадался. Нечасто бывает, чтобы устраиваясь на работу человек
сознательно просчитывал все варианты своего поведения, но любой человек старается
произвести наилучшее впечатление из возможных.
- Декларативные заявления, категоричность означают обычно низкую способность к
длительной и напряженной работе.
- Видимая открытость, выражения типа "я вам честно скажу" выдают лицемера.
- Если человек избыточно уважителен и не гнушается комплиментами, значит, четко
соблюдает свои личные интересы и в этом вопросе никогда не промахнется.
- Если же человек на один из существенных вопросов вдруг отвечает "Не знаю", хотя
можно было бы и уйти от прямого ответа, - это человек с достоинством. С ним можно
иметь дело.
- За внешней неуверенностью в себе часто скрываются высокая критичность и работоспособность.
И вообще - за одного битого двух небитых дают.
Особое значение имеет одежда, потому что одежда, точнее ее стиль, для того и существует, чтобы
нечто демонстрировать.
- Если мужчина приходит устраиваться на работу, не требующую соблюдения этикета
в одежде, в строгом костюме - значит, он подчеркивает свои деловые качества. А
зачем он их подчеркивает? Видимо, боится, что не найдет другого повода их проявить.
- Если женщина, претендуя на роль ведущего специалиста, приходит на собеседование
с хозяйственной сумкой, это может означать, что она уверена в своей незаменимости.
Интересно проверить, на чем основывается такая уверенность.
- Вообще, нарочитая непродуманность внешнего облика в ситуации приема на работу
почти обязательно свидетельствует о пренебрежительном отношении к социальном нормам.
Такие люди (при наличии достаточно высокого образования) бывают независимы в суждениях,
что хорошо, но неуправляемы, что плохо.
- Излишняя роскошь в одежде прямо выдает озабоченность престижем. Не привык еще
человек к своему богатству.
- Если женщина одета подчеркнуто элитарно, как в артистическом салоне, - читай
наоборот: провинциалка в широком смысле слова.
- Остромодный молодежный стиль свидетельствует о несформированности убеждений и
внушаемости. Пример такого стиля - девушка в черном с головы до ног.
- Но если человек за 45 лет одет несколько спортивней, моложавей, чем большинство
его ровесников, это говорит о том, что он не комплексует по поводу своего возраста.
И правильно делает.
Психологически грамотно во время собеседования одет человек в единственном случае
- если ничто в его одежде не бросается в глаза. Он ушел, а вы и вспомнить не можете,
во что он был одет.
Все перечисленные выше советы не следует воспринимать слишком буквально.
Многое зависит от вашего личного жизненного опыта и от задачи, которая перед
вами стоит. Здесь важен сам подход. "Каков бы ни был дом, драма разыгрывается
внутри него, и внутри шумит праздник. Фасады - просто лицемеры" (Франсуа Нурисье).
Лилия Зарицкая Источник: Лилия Зарицкая
|